Пятница
26.04.2024
12:30
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт Шашковой Елены Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания

МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов

с. Тербуны Липецкой области

 

 

 

 

 

Доклад для  РМО

 на тему:

 

«Организация самостоятельной работы учащихся и деятельностный подход в системе обучения истории и обществознания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учителя истории и обществознания

Шашковой Е.Н.

 

      2011 г

 

 

Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Чаще всего это выражается в дидактических категориях «знать», «уметь», конкретизируемых применительно к историческому материалу. Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся. Например, «составлять описание, характеристику (событий, явлений), «сравнивать…».

          На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий.  Провожу традиционные комбинированные уроки. Но при деятельностном подходе в обучении он не сводится к формуле «опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися». Комбинированный урок может быть построен и как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников.

         Самостоятельная работа всего класса предпочтительна там, где речь идет о значительных по охвату исторического материала характеристиках, периодизациях эпох, процессов, масштабных событий (например, этапов становления и укрепления Российского государства в 15-18 вв., периодизации революционной эпохи в России 1917- начала 1020-х годов). Прежде всего, это ключевые события, о которых должен знать каждый. Кроме того, коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии периодизаций или оценок, провести обмен мнениями. В то же время задания, связанные с анализом отдельных фрагментов источников, трудов историков, будут полезнее для индивидуальной работы, в которой каждый ученик может пройти свой путь познания. Здесь уместно применить и групповые методы работы обучающихся.

         Перед выполнением задания необходимо провести инструктаж:

А) объяснить целей и содержание способа деятельности;

Б) показать его на конкретном примере;

В) тренировать учащихся в применении данного способа деятельности;

Г) переносить усвоенный способ в новые ситуации.

Свою работу строю на основе Концепции исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, учитывая важнейшие принципы педагогики и дидактики: принцип развивающего обучения, принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании, принцип стопроцентной обратной связи, принцип максимального участия учеников в учебном процессе, принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями. Работая в данном направлении, овладела теоретическими и практическими основами технологии проблемного обучения. Проблемное обучение систематически и целенаправленно ориентирует школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Формирует познавательные мотивы, учит новым способам добывания знаний. Но самое главное, что я выделила в своей работе, проблемный метод на уроке создаёт условия для организации исследовательской деятельности учащихся. Часто на уроках при обсуждении проблемной ситуации у ребят возникают вопросы, и при их желании их можно использовать как основу для исследовательской работы учащихся, которой они охотно занимаются. Для развития умений исследовательской деятельности разработала условия формирования исследовательских умений на уроках истории и обществознания. Также в своей практической деятельности применяю методику интерактивного обучения. Эта методика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельную работу на уроке, включить в процесс обучения, добывания знаний, информации всех учащихся. Исходя из вышесказанного, для меня основная цель обучения - обеспечение активной направленности педагогического процесса, создание условий для углубления уровня понимания учебного материала, воспитание самостоятельности в ребёнке, способности к саморазвитию и самообучению. Работая с детьми над исследованиями, я пришла к выводу, что умение исследовать, приобретённое в рамках изучаемого предмета, помогает ребёнку научиться ставить цели, добиваться их достижения, выдвигать гипотезы и проверять их, делать выбор, анализировать результаты, таким образом, закладывается фундамент для формирования важнейших навыков, компетентностей, предъявляемых современностью. Выполняя исследования, дети стали намного серьёзней, самостоятельней, активней, инициативней, свободней в общении со взрослыми незнакомыми людьми, сверстниками. Ребята смогли раскрыть свой потенциал не только на уроке, но и в чём-то новом, тем самым, получив мощный толчок в саморазвитии. Считаю, что одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. При работе с ребятами стараюсь помнить, что моя задача как учителя - не подавлять желания, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Если говорить в целом о системе моей работы, то оценивать эффективность применяемых методов помогает тестовая технология. Предметные умения и навыки я предпочитаю проверять с помощью сборников тестов для проверки и систематизации знаний по УМК Данилова А.А, Косулиной Л.Г.; по тематическим контрольно-измерительным материалам по истории и обществознанию. Так же при проверке знаний использую дифференцированные задания – карточки, ориентированные на разный уровень подготовленности детей по предмету. Кроме того, совместно с психологом веду мониторинг по отслеживанию развития интеллектуального уровня и уровня мыслительных операций у учащихся, данные которых позволяют скорректировать дальнейшее направление работы. Большое внимание в работе уделяю сохранению и развитию национальной культуры и культуры межнационального общения. Школа является центром этнокультурных процессов на селе. Работа по расширению кругозора и систематизации знаний учащихся в области родной культуры в различных формах учебной и внеучебной деятельности способствует развитию национального самосознания и творческого потенциала учащихся, гармонизации межнационального общения в условиях полиэтнической среды. В школе формируется система гражданского и правового образования «Воспитание толерантной личности школьника». Целенаправленная, систематическая работа позволила достичь некоторых положительных результатов: - 100% успеваемость по предметам; - качество обучения имеет положительную динамику и составляет 80%; - выбор предмета обществознание на государственную итоговую аттестацию и успешная ее сдача.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: elena (11.03.2015)
Просмотров: 689 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz