Внеклассное мероприятие «Мы будем помнить…»
Эпиграф:
«Я прежде и не думал, не гадал, что сердце может рваться на куски. Такого гнева я в себе не знал, не знал такой любви, такой тоски».
Муса ДЖАЛИЛЬ, «Неотвязные мысли»
Ведущий 1:
11 апреля во всем мире отмечается памятная дата — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.
Ведущий 2:
11 апреля, во многих странах проходят различные памятные мероприятия, встречи бывших узников, поминовение погибших, поклонение их памяти, возложение цветов к могилам и местам захоронения жертв фашизма. Ведь только сохраняя память о тех страшных событиях и отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду людям, можно надеяться на то, что подобное больше никогда не повторится в человеческой истории.
А история человечества хранит много скорбных дат и ужасающих деяний, многие из которых пришлись на XX век, вместивший сразу две мировых войны.
Ведущий 1:
Одной из самых страшных страниц человеческой истории стала история фашистских концентрационных лагерей. Концлагеря не зря получили название лагерей смерти, с 1933 по 1945 год через них прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них около 12 миллионов погибли, при этом каждый пятый узник был ребенком. Для нашей страны это особая дата, так как около 5 миллионов погибших являлись гражданами СССР.
Ведущий 2: Наше мероприятие «Мы будем помнить…», посвящается жертвам фашистского террора, людям, прошедшим ад немецких концентрационных лагерей.
(Звучит первый куплет песни «Бухенвальдский набат» муз. ВМурадели, сл. А.Соболева)
Чтец 1: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме. Я не хочу также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня» (Юлиус Фучик).
Ведущий1: К концу войны, в 1945 году на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тыс. узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных им странах — Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии...
Оторванных от Родины, от родных и близких узников фашисты использовали на непосильных работах — в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания.
После слов ведущего поочередно выходят восемь школьников и представляют концлагеря:
1- ый школьник: Бухенвальд — лагерь смерти на территории Германии. За период 16 июля 1937 — 31 марта 1945 года через его застенки прошло 238 980 человек, из них 56 545 человек были убиты, около 21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года, около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.
2- ой школьник: Равенсбрюк — самый большой женский лагерь, построенный на территории Германии. Предназначался для заключенных женщин всех национальностей. 92 700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли здесь себе могилу.
Чтец 2:
ПЕСНЯ ДЕВУШЕК
ИЗ КОНЦЛАГЕРЯ РАВЕНСБРЮК.
Мы живем по соседству с Берлином - Островок, окруженный водой. Там лежит небольшая равнина и концлагерь за мрачной стеной. Двадцать шесть деревянных бараков, кухня, бункер, ревир и бетриб. Ходят девушки наши без яков, хоть март-месяц холодный стоит. Нас в четыре утра поднимают, второпях воду теплую пьем. А потом на апрель выгоняют, а потом на работу идем. Мы работы совсем не боимся, но работать для них не хотим. Мы как будто поем, веселимся, а в душе свое горе храним. Выше голову, русские девушки. Будьте русскими всюду, всегда. Скоро каторгу эту оставим и вернемся в родные места.
Зинаида ГОЛУБЕВА, узница Равенсбрюка с 1943 года (ее номер «15 690 R.»)
3- й школьник: Майданек — лагерь массового уничтожения на территории Польши. В нем было истреблено 1,5 млн.человек.
4- й школьник: Освенцим — также был создан на территории Польши. Этот лагерь (вместе с Треблинкой) — самый большой концентрационный лагерь и являлся комбинатом по уничтожению людей с использованием достижений техники. Узников превратили в подопытных существ: были созданы специальные больницы, хирургические блоки и лаборатории, под вывеской которых скрывались гитлеровские камеры пыток. В Освенциме погибло в газовых камерах, от голода, расстреляно свыше 4-х миллионов советских граждан и жителей других стран Европы. Среди заключенных были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах - испуг. Маленькие старички.
Детей заставляли работать по 15-20 часов - на лямках возить груженые повозки. Чаще всего они отвозили трупы умерших к специальному блоку и складывали, и оттуда уже вывозили их в крематорий. В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал детям «кару» за то, что не было чисто в блоке. 150 детей разного возраста построили на улице около блока, раздели, облили холодной водой и повели по улице, после чего многие дети заболели и умерли.
Чтец 3: Освенцим
Разве можем мы быть равнодушными к злу?
Страшный призрак я вижу сквозь смрадную мглу:
Черным прахом дымятся на страшных кострах
Миллионы людей, превращенных в золу.
Слышу голос я жалобный, памятный мне,
Показалось на миг — наяву иль во сне? -
Стонет, плачет и кличет на помощь меня
Брат мой, ставший золой в этом адском огне.
Безутешно полячка над пеплом стоит..
Нет любимого... Кто ей его возвратит?...
Льются слезы, и пепел тускнеет седой,
Будто дождь ледяной его хмуро кропил.
В этой страшной, угрюмой, седой тишине
Образ брата погибшего видится мне,
Он из пепла восстал и назвал палачей —
Тех, кого я в атаках встречал на войне.
Грозной молнией гнев полыхает в груди,
Гулко сердце стучит: «Не прощай!
Не прощай!» Мне из пепла взывая, кричат мертвецы:
«Ты за нас отомсти, за поруганный край!»
Голос брата среди голосов я узнал –
Он убийц проклинал, он убийц проклинал.
И когда уходил я в гремящую даль,
Он за мной торопился, меня догонял.
Холижан БЕКХОЖИН.
1945.
- й школьник: Саласпилс — лагерь смерти в Литве. В Латвии гитлеровцы расстреляли, удушили, сожгли и заживо закопали в землю 35476 детей. В Саласпилском лагере - более 3 тысяч детей. Это было сознательное истребление самого дорогого, что есть у людей - детей. В Саласпилсе детей истребляли остервенело. Давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по сто пятьдесят человек. А заболевшим корью детям что-то впрыскивали, после чего начиналось воспаление глаз. У детей в лагере систематически выкачивали кровь.
В память о погибших в 1967 году на территории лагеря был создан мемориальный ансамбль. Памятник включает символическое сооружение - «Стену жизни и смерти». В центре - высеченная в граните фигура Матери - Родины с ребенком на поднятых руках.
Что есть у нас дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца?
100 тысяч человек погибло в Саласпилсе, из них — около 7 тыс. детей.
6- й школьник: Заксенхаузен — лагерь смерти, где 9 лет — с 1936 по 1945 — зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945 г. — 33 тысячи.
Заключенных в начале весны 1945 года предполагалось уничтожить путем потопления барж в море. «Однако, — как впоследствии признавались эсэсовские главари, — оставшиеся 45 тысяч заключенных не были утоплены, потому что быстрое продвижение Красной Армии помешало нам это сделать».
Чтец 4:
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Не был я давно в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеокой — другом юных лет
Но я каждый день и миг с тобою,
И лишь дрема веки мне смежит,
Я иду с подругой дорогою
Тропкой, что у озера лежит...
Я, как сын, люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя еще сильней,
Милые просторы голубые
И безбрежность всех твоих морей!
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидать реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Неизвестный автор, бывший узник Заксенхаузена 1943 (1944 -?)
7- й школьник: Ясиновац — концлагерь, который находился на территории Югославии; за время его существования в нем было замучено, истреблено и уничтожено 70 тыс. человек.
8- й школьник: Маутхаузен — название этого небольшого безвестного ранее австрийского городка стало синонимом массовых убийств. С лета 1938 г. по май 1945 г. через него прошло 325 тыс. человек, из них 122 767 человек было расстреляно, замучено, заживо сожжено.
Кроме этих зарегистрированных жертв десятки тысяч заключенных были расстреляны или задушены в газовых камерах сразу же после доставки в лагерь без регистрации.
Ведущий 1: В плен попадали люди разных воинских званий - от солдата до генерала. Ведущий 2: «Плен — это страшная трагедия воина, но пока идет война на Родине, мы должны бороться здесь, за колючей проволокой».
Эти слова принадлежат генералу Советской Армии Дмитрию Михайловичу Карбышеву. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года в лагере Маутхаузен он героически погиб от рук фашистских палачей.
Генерал инженерных дел Д.М. Карбышев при форсировании Днепра получил тяжелое ранение и был захвачен в плен. Специалист в области возведения оборонительных сооружений, Карбышев был ценной находкой для врага. Его вылечили, отвезли в ставку Гитлера и предложили высокий пост в немецких войсках. Но, верный сын своей Родины, Карбышев наотрез отказался служить врагу. Его отправили в заключение, потом снова и снова вызывали и уговаривали, но Дмитрий Михайлович был непоколебим.
Взбешенные от бессильной ярости палачи бросили отважного патриота в самый страшный лагерь — лагерь смерти Маутхаузен. Но и там генерал не сдался. Он возглавил движение солидарности среди русских пленников, поддерживал истощенных и павших духом узников, от лица тысяч предъявлял требования палачам. В феврале 1945 года фашистские палачи поняли, что война проиграна ими бесповоротно. В бессильной злобе они решили расправиться с генералом...
Чтец 5:
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя.
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя,
Но есть душа — она все вытерпит,
И есть земля — она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
Илья ЭРЕНБУРГ.
Ведущий 2: Его и еще 700 узников, раздетых донага, палачи выстроили в ряд у так называемой «стены стонов», в самом отдаленном конце лагеря. Неподвижно стояли они три дня на трескучем морозе, и каждые три часа палачи поливали их ледяной водой из шлангов. Трудно придумать пытку более жестокую, смерть более лютую. День за днем, час за часом ледяная корка сковывала тела, заживо превращая людей в ледяную глыбу льда. Так погиб Дмитрий Михайлович Карбышев. За стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашизмом, генерал был удостоен посмертно звания Герой Советского Союза.
На месте казни героя-патриота был воздвигнут мраморный монумент. Крепко стиснув обнаженные руки, стоит у стены генерал. Он неподвижен. Ни один мускул не дрогнет. Он тверд, он не просит пощады, а ноги уже скованы тяжелыми кристаллами льда, сверкающими на солнце. Таким изобразил Карбышева скульптор Владимир Цигаль. Памятник «Непокоренный» — запечатленный в мраморе призыв ко всему населению мира: «Люди! Будьте бдительны! Маутхаузен, Освенцим, Бухенвалъд, Дахау не должны повториться! Никогда и нигде!»
Ведущий 1: Но не только в странах Западной Европы были концлагеря, были они и на территории нашей страны
Школьник 9: Кавказ. Прекрасный тихий уголок. Теберда.
Недаром эти места называют второй Швейцарией. Сюда были
эвакуированы дети из крымских санаториев, больные костным туберкулезом.
Но враг приближался к Теберде, к детям, из которых лишь немногие могли передвигаться на костылях. Некоторых, кто мог передвигаться, отправили через перевал, но тем, кто оставался, пришлось пережить муки ада. Фашисты установили рацион - 3 картофелины в день. Бывало, больные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съестное. 287 советских граждан согнали к подножию горы Лысой, где приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров был засыпан, земля еще долго шевелилась.
Чтец 6. Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла.
Там были женщины и дети,
И эта девочка была …
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем встать спиной.
Но вдруг раздался голос детский,
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?»
Не упрекая, не грозя,
Смотрели, словно в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза. —
«Чулочки тоже»
Но смятеньем на миг эсесовец объят,
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован, взглядом синим
Проснулась в ужасе душа
Нет, он застрелить её не может,
Но дал он очередь спеша
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что, если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце пробито пулею твоей!
Ты - человек, не просто немец,
Но ты ведь зверь среди людей
Шагал эсесовец угрюмо,
К заре не поднимая глаз
Впервые, может, эта дума
В мозгу отравленном зажглась
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять,
И не забудется поныне
-Чулочки, дядя, тоже снять?
Звучит «Песня узников концлагерей» в исполнении Марка Бернеса.
Учитель: Сегодня на нашем мероприятии присутствуют: труженица тыла Гришина Н.Д и ребёнок войны Газукин А.Я. Им предоставляется слово:
Ведущий1: Фашистские застенки убили 11 миллионов жизней. В память о жертвах нацистского террора, в память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных, заживо погребенных объявляется
Минута молчания...
Все встают. Идет Минута молчания. После Минуты молчания включается негромкая запись колокольного звона, на фоне которого читаются стихи.
Чтец 7:
Склонитесь и молод, и стар
В честь тех, кто за счастье,
Что жизнь ради жизни отдал.
Летнее небо над нами
Горечью пахнет полынь,
Черными колоколами
Стонет бездонная синь.
Стонет земною печалью
Тех, чьи сердца не стучат.
Даже в минуту молчания
Колокола не молчат.
Владимир ФИРСОВ.
Школьник 1-й: Звенят колокола... Их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:
«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!».
Школьник 2-й: Мы победили фашизм!
Школьник 3-й: Мы спасли человечество!
Школьник 4-й: Мы спасли мир!
Школьник 5-й: Мы не хотим, чтобы на полях сражений оставались известные и неизвестные солдаты!
Школьник 6-й: Мы не хотим всемирной войны!
Школьник 7-й: Вспомним всех поименно...
Школьник 8-й: Горем вспомним своим:
Школьник 9-й: Это нужно не мертвым — это нужно живым!
Ребята зажгли свечи памяти
Чтец 8: Отгремела война, стихли страшные звуки сражений,
Но жива в нашем сердце по погибшим печаль,
Сколько их, молодых, с тех кровавых полей не вернулось,
Всех их помним и чтим.
И их всех бесконечно нам жаль...
Будем славить и тех, кто дошёл до победы,
Кто домой возвратился, пройдя через ад,
Все они - чьи-то братья, отцы или деды
С героическим именем «Русский солдат»!
Учитель: Человек жив, пока жива память о нём…
Человек есть то, что он помнит…
Господи сохрани нашу память…
Память не оставь нас.
Звучит запись 3-го куплета песни «Бухенвальдскии набат».
|